Студент колледжа ВГИФК– о работе футбольным тренером у детей с инвалидностью

Даниил Попов, студент колледжа ВГИФК, рассказал о том, как он выбрал для себя, казалось бы, не очень популярную профессию, о его спортивном прошлом и уже солидном педагогическом стаже.

Текст "Берег" Воронеж, автор-Ирина Лазарева, фото-Алиса Ермакова.

– В адаптивном спорте наблюдается острый дефицит профессиональных кадров. Почему вы решили работать с детьми, имеющими ограниченные возможности?

– Параллельно с работой в школе я получаю профессию педагога физической культуры в колледже Воронежского института физкультуры и в качестве направления подготовки выбрал как раз «Адаптивную физкультуру». В нашем учебном чате куратор курса Анастасия Санникова как-то выложила сообщение о том, что в НКО «АдаптСпорт», в которой занимаются дети с синдромом Дауна, требуется второй тренер по мини-футболу. Я подумал, что как раз мне это интересно, и отозвался.

В «АдаптСпорте» мне устроили тестовую тренировку, посмотрели, как я взаимодействую с детьми, что сам умею. Я очень благодарен директору колледжа Елене Корякиной и куратору за то, что они берут во внимание не только школьные вакансии. Любовь Волкова, руководитель НКО, почти сразу сказала, что я им подхожу. И вот я тут: три месяца тренировал взрослую команду как второй тренер, а теперь возглавил младшую группу по мини-футболу.

– Сейчас дети удивляют уже в начальной школе, говоря, что хотят стать банкирами, топ-менеджерами. А вы стали учителем физической культуры…

– Я с семи лет занимался футболом. Сначала играл в «Олимпике» в Новой Усмани, в седьмом классе перевелся в Воронеж, в общеобразовательную школу № 73, где каждый день у меня были тренировки. Так было четыре года подряд. Мы с командой представляли регион на областных и всероссийских соревнованиях, становились призерами.

В итоге я в спорте уже 15 лет. Когда встал выбор, куда пойти учиться, родители предлагали: «А давай-ка на стоматолога». Я сразу отмел эти предложения, четко понимая, что пойду в педагогику. Мне это ближе. Хотя тренер и учитель – не одно и то же, но это профессии, друг друга дополняющие. Когда пришел в школу, опыт мой равнялся нулю, его надо было нарабатывать, наращивать, как мышцы. Помимо уроков, я собрал детей и стал с ними дополнительно заниматься футболом: и им интересно, и мне. И я получил опыт, благодаря которому смог работать в непростой группе «АдаптСпорта».

– У вас есть собственные педагогические методики? В чем разница в тренировочном процессе нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья?

– Если говорить о методиках преподавания, то их великое множество. Я много читал, уже более-менее разбираюсь, что и как надо делать. Авторских методик пока нет, я только накапливаю опыт.

В чем разница? Дети с ОВЗ сразу воспринимают тебя как педагога, взрослого человека, наставника. Они стараются повторять все, что ты им показываешь, они всегда внимательно слушают. Здесь дети добрее. В общеобразовательной школе ребята более трудные в плане характера. К примеру, ко мне на дополнительные занятия приходил один школьник, который считал, что он во всем лучший, поэтому игнорировал мои просьбы и делал все по-своему. Я сказал ему прямым текстом: «Либо ты делаешь, как говорю, либо мы расстаемся». Он выбрал второй вариант.

Тренировки, которые я провожу для детей с синдромом Дауна, мне очень помогают при работе в школе. Здесь я набираюсь терпения, повышаю уровень самоконтроля. Здесь крик не может стать инструментом для установления контакта, поэтому ты больше говоришь и больше показываешь, мы взаимодействуем через диалог. В школе же я могу позволить себе поругать учеников, повысить на них голос…

– В начале лета стало известно, что ребята из «АдаптСпорта» стали претендентами в сборную России по адаптивному футболу, и это большой шаг в развитии этого спорта. Чего еще не хватает адаптивным спортивным практикам?

– Я бы сказал, что детям с ОВЗ не хватает тренировок. Вот что главное. А это напрямую зависит от кадрового потенциала в этой сфере, но пока у нас недостаточно педагогов и тренеров, которые могут работать со сложными детьми.

– Можете сказать, что вы – строгий тренер?

– Нет. Но я буду добиваться, чтобы ребенок правильно выполнил упражнение хотя бы один раз. Пока не сделает, я не отстану. Некоторые могут начать психовать, потому что сталкиваются, по сути, с неудачей, и тут тоже важно просто поговорить. Спрашиваешь: «Что случилось?» Разбираемся, снова показываешь, как упражнение правильно выполняется – и достигаем результата.

С нового учебного года я еще возьму классное руководство в пятом классе, и мне не страшно. Страх для меня – равно неуверенность. Спортсмены, которые достигают результатов, должны быть уверены в своих силах. Точно знаю, что это будет для меня интересный опыт, надо же пробовать что-то новое.
Полный текст публикации по ссылке: https://gorcom36.ru/content/netipichnyy-opyt-voronezhskogo-fizruka-uchit...

Госуслуги
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения