1 июня прошло заседание Киноклуба Воронежской государственной академии спорта, целью которого является содействие культурному развитию студентов ВГАС.
Психологическую секцию с просмотром фильма "Нормальный только я" провела педагог-психолог Е.В. Сорокина. Секция была посвящена социальным проблемам в обществе, проблеме непонимания людей с ограниченными возможностями, которые могут отличаться от нас по тому или иному признаку.
Фильм интересен для разбора не только противостоянием между детьми-инвалидами и хулиганами. В этой истории есть достаточное количество неочевидных идей о мироустройстве подростков. Например, идея об «ограниченных возможностях». Ведь это обращение применимо ко всем героям-подросткам фильма, потому что они, в силу своей незрелости, ограничены и зависимы от взрослых в деньгах, выборе школы, отдыха, зависимы от их внимания и поощрений. Ограничения работают и внутри их группировок: если ты инвалид, то должен быть беспомощным, если ты хулиган, то должен вести себя вызывающе и быть угрозой и т.д. Про взрослых героев тоже можно сказать, что у них “ограниченные возможности”. Сделав выбор один раз в пользу наживы, уже невозможно быть человеком доброй воли. Приходится подчинятся злодейским договорам.
«Ограниченные возможности» в этом контексте становятся нормой – главной темой фильма, выведенной в заглавии. Но и здесь идея о норме и нормальности работает в другом смысловом поле. В этой истории, на самом-то деле, всё - ненорма. Разве норма, что взрослые люди, забирают последнее у детей? Разве является нормой изоляция героев друг от друга, ведь они находятся в абсолютно одинаковом положении изгоев? Норма ли постоянно доказывать себе и другим, что ты тоже человек, которому нужно здоровое общение, принятие и прощение? Нет. Это фильм о ненорме.
Если всмотреться в ситуацию пристальнее, то на фоне идеи о ненорме можно заметить мотив отвержения - ещё один тайный знак фильма.
В этой зоне отвержения дети проходят обряд инициации и становятся взрослее, потому что там взрослит всё: условия, предательство, первая любовь, поиск своих и противостояние чужим. Дети там учатся говорить «нет» и «да».
Герои научились говорить «да» тому, что делает их счастливыми и «нет» тем, кто пытается у них отобрать это счастье. А взрослым ничего не остаётся, как подчиниться этой высшей силе, которую можно назвать «самое дорогое в жизни».
Все эти видимые и невидимые темы и идеи фильма предлагают поговорить о том, когда и как мы делаемся людьми.